МИОТЕХ

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
RPA 2019: роботы становятся «сотрудниками»

RPA 2019

В первой в России специализированной конференции по роботизации бизнес-процессов приняли участие все ведущие международные и отечественные разработчики RPA-решений.

Одна из задач, а скорее даже, необходимое условие цифровой трансформации — максимальное устранение человека из ряда производственных и бизнес-процессов, поскольку скорость и безошибочность его действий оставляет желать лучшего.

Неудивительно, что популярность набирает новая форма интеллектуальной автоматизации бизнес-процессов — RPA (Robotic Process Automation). Ее главная особенность состоит в том, что программные роботы взаимодействуют с другими информационными системами предприятия через пользовательский интерфейс, имитируя действия человека, — пока, в основном, простые, однако по мере развития технологий планируется сделать робота «цифровым помощником», передав ему достаточно сложные функции.

23 апреля издательство «Открытые системы» провело первую в России специализированную конференцию по тематике RPA — «Роботизация бизнес-процессов 2019». Она собрала около 300 участников, которые «из первых рук» узнали о состоянии, динамике и тенденциях рынка RPA, возможностях ведущих мировых и всех российских разработок в этой области, ознакомились с опытом внедрения RPA-систем и проблемами, возникающими в ходе реализации проектов.

О положении дел на рынке RPA во всем мире, включая и Россию, рассказала Марианна Данилина, заместитель директора практики повышения операционной эффективности КПМГ в России и СНГ. В своем докладе она привела данные Gartner, Forrester, Everest Group, а также результаты собственного исследования российского рынка, проведенного КПМГ уже в этом году.

Мировой рынок RPA быстро растет. По оценке Gartner, в 2013 году он составлял 260 млн долл., в текущем году превысит 680 млн, а в 2022-м достигнет 2,4 млрд; 60% компаний с выручкой более 1 млрд долл. уже внедряют роботов. Лидерами на рынке RPA-решений в Forrester считают Automation Anyware, Blue Prism и UiPath, а в Everest — эти же три компании, а кроме того NICE и Thoughtonomy.

В России, по данным исследования КПМГ, популярность RPA также растет. В половине компаний, опрошенных аналитиками, уже внедрили роботов или ведут пилотные проекты (в 2017 году таковых было меньше четверти), но надо учитывать, что опрос проходил среди крупных компаний в индустриях, традиционно продвинутых в плане ИТ, — в телекоме (здесь роботов осваивают все опрошенные), металлургии (83%), нефтегазовой отрасли (60%), финансовой сфере (56%), в рознице (40%) и транспортных компаниях (14%). На ближайшие два года вкладываться в роботов планируют 54%. Популярнее лишь такие «раскрученные» технологии, как большие данные и прогнозная аналитика на их основе.

Чаще всего роботы используются финансовым блоком (58%), в операционных подразделениях (50%), кадровых службах (42%), при обслуживании клиентов (33%) и в процессе закупок (13%). При этом в среднем один робот заменяет 4,5 «полной штатной единицы». Наиболее полезен он для телекома и розницы (робот заменяет десять и восемь сотрудников), банки и нефтегаз намного отстали (четыре и два сотрудника соответственно). Два замененных сотрудника — тот минимум, при котором имеет смысл вводить робота, считает Данилина.

При выборе платформы для внедрения роботов отечественные заказчики, как и в других случаях, руководствуются не только рейтингами и формальными функциональными характеристиками. Учитывается также опыт внедрения в нашей стране (этот критерий самый главный, его упоминали 80% респондентов КПМГ), уровень локализации продукта, наличие поддержки и сильных местных партнеров. А в последнее время в некоторых отраслях на выбор влияют еще и санкционные риски.

По совокупности критериев в КПМГ считают оптимальным выбором для России ведущую тройку (Automation Anyware, Blue Prism, UiPath), а также Kryon Systems и WorkFusion. Сейчас же у 43% опрошенных внедрено решение UiPath, у 24% — Blue Prism.

Ни одна из российских разработок пока не попала в отчеты западных аналитиков, но в КПМГ отметили системы Robin (разработчик — «Аплана. Бизнес решения») и ElectroNeek (разработан одноименной компанией и его российским лицом — «Центром роботизации и искусственного интеллекта»).

Сейчас, как уже говорилось, основная область применения роботов — имитация рутинных действий сотрудников, например, перенос данных из одной системы в другую. В дальнейшем, отметила Данилина, более совершенные версии роботов начнут решать все более сложные задачи — работать с неструктурированными данными, общаться на естественном языке, распознавать не только статичные изображения, но также речь и видео.